Сергей Марьяшин (rabinovin) wrote,
Сергей Марьяшин
rabinovin

Category:

Открытие года

Эпиграф:

“Следовательно, все эти способы выражения Высшего имеют высочайшую ценность для людей, ибо бриллиант — это всегда бриллиант, торчащий ли в земле или промытый, грубый ли камень или ограненный и шлифованный”.

Франклин Меррелл-Вольф “Путь в иные измерения”

***

Один мой знакомый, умный и тонкий человек, боготворит В. Пелевина. Такое случается, фанатство — явление распространённое, но интересно, как он сам рефлексирует причину своего восхищения. Знакомый однажды признался, что Пелевин дарит ему чувство элитарности: читая его книги, он чувствует, что входит в узкий круг избранных, способных по-настоящему понять их суть и посыл. Меня это удивило, потому что тексты Пелевина всегда казались мне “народной эзотерикой” и восхищался я разве что ловкостью, с какой тот умеет продать её массовому читателю.

И кто бы мог подумать, что на старости лет я сам испытаю подобное чувство — эксклюзивности, избранности, причастности к тайнам! И что случится это во время чтения совершенно обыкновенного на первый взгляд сборника стихов поэтессы Зинаиды Миркиной, которую без устали (и заслуженно!) цитирует в жж и фейсбуке ув. френд sonya_h_skaya и о которой я раньше понятия не имел, а все посты Сони рефлекторно пропускал, вообразив почему-то, что Миркина — её родственница, и что мне это вряд ли будет интересно. Как же сильно я ошибался!

Я не умею писать “правильные” рецензии, особенно на то, что мне нравится, — стесняюсь, да и ругать всегда проще, — поэтому просто советую заинтересовавшимся почитать её стихи. Они удивительно просты, но их смысл бездонный. Лишь столкнувшись с поэзией Миркиной, я понял, наконец, зачем вообще нужна поэзия как жанр. Это инструмент — особый, специфический инструмент для доставки божественного прямо в душу в обход помех дискурсивного разума. Она существует, чтобы показать невидимое и запечатлеть бесформенное, для выражения невыразимого, для воплощения в слова того, что принципиально не может вместиться в слова; это незаслуженное чудо и волшебная песнь Источника… Когда я осознал истинное назначение поэзии, глупые стишки перестали порождаться. По инерции я иногда публикую ранее написанное, но сочинять после чтения сборников Миркиной мою обычную чепуху не поднимается рука. Это печально, хотя осталась проза, её не так жалко. :-)

Чтобы понять источник этого, не побоюсь сказать, волшебства, я ознакомился с автобиографический очерком поэтессы. Меня совершенно не удивило, что событие, традиционно именуемое “просветлением”, произошло в её случае в весьма юном возрасте, при случайном взгляде на ель — она упомянула об этом с достойной подражания скромностью. Позволю себе процитировать фрагмент очерка:

“Это был совершенно особый день. День кульминации боли. Казалось, еще немного и – сердце не выдержит. Это было на даче.  Была гроза. А потом взошло солнце, и ель, которая стоит перед балконом, - вся в каплях, в тысячах крупных дождевых капель – вдруг вспыхнула тысячью солнц. Это было что-то непередаваемое. Потрясение. Душевный переворот. Когда несколько лет спустя я увидела икону Феофана Грека «Преображение», я почувствовала в опрокинутых, потерявших все прежние ориентиры апостолах – то самое, пережитое мной состояние. Свет, небывалый – сверхеъстества – как будто проколол сердце насквозь и не убил, а пересоздал его. Прежде всего появилась полная уверенность, сверхразумная, вне всякой логики, что Творец этой красоты - совершенен.  Это сердцу открылось. А затем произошло нечто, что не передашь прямым словом, потому что слова нашего языка однолинейны, а то, что я увидела, была многомерность. И хотя физические мои глаза не видели НИЧЕГО, кроме ослепительной красоты, внутренние мои глаза увидели Бога. И другим словом я этого не передам. Я увидела то, чего представить себе не могла, ибо этого не знала раньше душа. – Новый облик, новый взгляд, новый строй чувств. Я почувствовала взгляд на себе, в котором была бесконечная любовь и покой в одно и то же время. Именно это скрещение любви и покоя было потрясающим. Беспредельная любовь ко мне и совершенный покой за меня, как бы трудно мне ни было. Если бы одна любовь без покоя – это было бы бессильем. Если бы один покой без любви – равнодушием. А вот сочетание их было каким-то сверхмирным внутренним всемогуществом. И в этом взгляде, в этом новом внутреннем строе был ответ на все мои вопросы и на всю боль. Смысл мой не в том, чтобы удовлетворять мои желания, а в том, чтобы преображать их, – в той самой высоте, которую может достичь моя душа и всякая человеческая душа. На этой высоте рождается внутренний свет и всеобнимающая любовь. Сердце чувствует вечность так же ясно, как рука – твердые предметы. – Небесная твердь. И на тверди этой уже ничего не нужно извне. Душа питается из внутреннего источника и находит в нем все для утоления своей жажды и голода. Весь мир в ней, и она раскрывает его для всех.
Но сколько бы я ни говорила, все равно главное остается за словами. Меня точно подняли на великую гору и показали сразу всецелость. Мир был страшным и бессмысленным, когда виделся дробно, по частям. Ни в какой отдельной части нет смысла. Он – в тайне всецелости. Это было мое второе рождение. Мне было 19 лет”.


Отсюда постоянная тема деревьев, ветвей, птиц, неба и тишины в ее творчестве. Мне это близко, я сам люблю лес и даже устроил герою своей повести “просветление” в лесу (после укуса зомби, но как я писал выше, прозу не жаль, она всё стерпит).

Поразительно, что З. Миркину издают на бумаге — ведь это действительно вещи для маргинальной “элиты”, единичных отщепенцев, способных правильно понять, о чём они. Думаю, даже её редакторы и издатели не до конца понимали, что именно они редактировали и издавали. Судя по предисловиям, они полагали, что имеют дело с христианской или суфийской поэзией, но это куда больше христианства и любой религии вообще. Это Истина в ее максимально чистой форме (дальше только безмолвие), благая весть для тех редких душ, кто жаждет её и тоскует по невыразимому. Тем отраднее, что весть эта выражена родной для меня русской речью. Прежде я привычно думал, что СССР/РФ есть пустыня духа, бесплодная и безнадёжная. И вдруг — этот бриллиант, дивная драгоценность, причём принесённая человеком, кажется, совершенно незнакомым с величественным знанием адвайта-веданты! Воистину, чудеса случаются, когда их не ждёшь.

Поэзия Зинаиды Миркиной стала моим личным открытием года. До его завершения ещё далеко и я открыт для нового опыта, но мне трудно вообразить что-то, способное её превзойти. И если хотя бы один человек увидит в этих стихах то же, что вижу я — я буду искренне счастлив. Спасибо огромное духовной сестре Соне за наводку! На этом заканчиваю и в благоговении умолкаю.

P. S. Знатоки напомнят мне о супруге и соратнике Зинаиды Миркиной, философе Григории Померанце, однако его книг я пока не читал, поэтому ничего сказать о них, к сожалению, не могу.
Tags: адвайта, стихи
Subscribe

  • Новый взгляд на старые фильмы

    Товарищ Деточкин детей всегда любил. Теперь в тюрьму за это должен сесть. Не потому, что крал автомобиль, А потому, что он любил их есть. *** Нет,…

  • Привейся, глупый гражданин!

    Картинка утащена у ув. tbv Куда ни кинь, повсюду клин, Но пропаганда нынче тонка: Привейся, глупый гражданин! А если нет — убьём…

  • Ссора поэтов

    Ссора поэтов — штука нехитрая, Но шепчу растерянно, пряча глаза: “Евтушенко ведь точно против Гитлера. Это что же выходит, я — за?” Стишок написан…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Новый взгляд на старые фильмы

    Товарищ Деточкин детей всегда любил. Теперь в тюрьму за это должен сесть. Не потому, что крал автомобиль, А потому, что он любил их есть. *** Нет,…

  • Привейся, глупый гражданин!

    Картинка утащена у ув. tbv Куда ни кинь, повсюду клин, Но пропаганда нынче тонка: Привейся, глупый гражданин! А если нет — убьём…

  • Ссора поэтов

    Ссора поэтов — штука нехитрая, Но шепчу растерянно, пряча глаза: “Евтушенко ведь точно против Гитлера. Это что же выходит, я — за?” Стишок написан…